40 просмотров

Основы капоэйры

Возможно, вы знакомы с афро-бразильским боевым искусством капоэйрой. Сразу представляете себе круг бойцов, одетых в белое, и в кругу – группу музыкантов, аккомпанирующих им на странных инструментах. В центре круга двое танцуют и кружатся, перемещаясь в ритм музыке, легко и грациозно: в их движениях есть и акробатика, и танец, и боевое искусство. Вращательные удары наносятся все быстрее и быстрее, каждый проходит буквально на волосок от тела противника, но оба игрока соблюдают ритм и безупречную синхронность, чтобы избежать контакта и не нанести травму. Это капоэйра, традиционная бразильская борьба, и сейчас я немного расскажу о ее основах.

Музыка – одна из основных составляющих капоэйры. Она задает темп и стиль игры, и состоит из песни и инструментального аккомпанемента. Многие песни поются в форме «вопрос-ответ», благодаря чему музыку создают все, кто стоит в кругу. Оркестр инструментов называются «батерия», а ритм задает «беримбау», струнный перкуссионный инструмент, по форме напоминающий натянутый лук, на котором играют деревянной палочкой. Также среди инструментов есть пандейру (аналог тамбурина), реку-реку, агого (металлические колокольчики) и барабан наподобие конго. Играющие меняют стиль игры в зависимости от песни и темпа музыки, поэтому ее действительно можно считать душой игры.

Все присутствующие встают в круг, который называется «рода» (или «хода»). Встают именно в круг, чтобы играющие могли сосредоточиться на игре и, вращаясь, обходить друг друга, не опасаясь задеть зрителей, поющих и хлопающих в ладони, и батерию. Вход в круг находится прямо перед батерией, игра начинается оттуда. Диаметр роды зависит от числа присутствующих, но обычно – не менее трех метров. Круг – метафора мира, а игроки внутри сражаются не только друг с другом, но и сами с собой, что является значительной составляющей философии капоэйры.

Необходимо отметить, что цель игры капоэйра заключается не в том, чтобы побить противника или нанести ему травму, а скорее в том, чтобы показать свое мастерство. Зачастую удар, или заход на удар, не доводится до конца, игрок просто демонстрирует свою технику. Если противник не может уйти даже от медленного удара, бить быстро не имеет смысла.

Игроки совершают сложные перемещения, соревнуясь с противником в умении следовать за музыкой, в акробатике и выносливости. Эта природная грация, как и основное перемещение в капоэйре, называется «жинга» и является основой основ. Базовое перемещение заключается в треугольнике, образуемом движениями одной стопы назад и вбок, все остальные комбинации наращиваются из базы. В качестве атак используются броски, удары ногами и головой, в то время как в состав элементов защиты входят уклонения и акробатика: колеса, стойки на руках, на голове, вращения на голове, прыжки на руках и другие элементы.

Капойэра в Санкт-Петербурге очень распространена. Существует много школ, с разными направлениями по капоэйре, в разным подходом к преподаванию. В большинстве из них первое занятие бесплатно, а абонемент стоит не очень дорого.

Добавить комментарий